Featured

«Есть. Молиться. Любить». И пить. В Венето

Часть II. Вottega S.p.A

Из Венеции уезжала в раздрае. Тут даже не грусть, это было прощание. «Любовь приходит со скоростью света; разрыв – со скоростью звука». Ко всему раздражал тяжелый чемодан. И взбираясь на мост Конституции, думала уже только о чемодане. А посередине дуги решила не оборачиваться.  Быстро спустилась на Piazzale Roma и через несколько минут ехала на север, в надежде увидеть просыпающиеся после зимы лозы на фоне Доломитовых Альп. Ну его совсем, это прощание.

Винно-гастрономический тур в Венето

Гор пока видно не было, зато была отличная трасса, умывающаяся дождем природа и ухоженная людьми земля. Чистые поля, бодрые виноградники, то ли городки, то ли деревни. Все ладно скроенное, будто бы точно вымеренное, чтобы глаз нигде не споткнулся. Определенно, Бог возлюбил эту землю, но и люди не подвели.

Винный тур в область Просекко

Московский турист в деревенской Италии как на качелях – с одной стороны обуревает желание все узнать, потрогать, ничего не упустить, а с другой – желание ничего не узнавать и впасть в созерцательный анабиоз. Я тоже не смогла выбрать «между умными и красивыми». Тем более, романтичная Villa Giustinian идеальное место для релакса. Вплотную к вилле стоит городок Портобуффоле площадью не больше 300 метров, будто декорация к фильму, но нет – там есть мэрия и сушится выстиранное белье. А на высоченном холме близ Конельяно настоящий средневековый замок с благородным парком, с этой высоты город кажется тихим и спящим, однако в его историческом центре - Contrada Granda все полностью меняется - старинный город оказывается живым и буквально гламурным. Вот кто бы мог подумать!
Область вокруг Конельяно – царство просекко. Любители этого игристого должны бы ступать по этой земле с благоговением, не обладай просекко легким нравом, чуждым всякого пафоса. Уместность и гастрономическая совместимость этого вина не знают равных. Так вот, еще в 1876 году под Конельяно был открыт Институт экспериментального виноградарства - школа энологии, которая до сих пор остается одной из лучших школ страны. Опыты с местным сортом привели к преображению вина, которое в обновленном виде прославилось на весь мир и сделало знаменитыми Конельяно и Вальдоббьядене.
В гостях у Боттега я пробовала просекко, сделанное по старинной
технологии, таким оно было до производства методом «шарма». В деревенском Mela Cotogna в сопровождении местных блюд все воспринималось почти мистическим переносом в прошлое. Перед подачей такое просекко аккуратно переливают в высокий стеклянный сосуд, чтобы не взболтать осадок. У чистого прозрачного вина нежно соломенный цвет, свежий вкус, даже некая строгость. Ароматика чуть меньше той, что ожидаешь от просекко, однако тонкие нотки зеленых яблок точно есть. Мне на самом деле понравилось. Затем моя новая знакомая Ирене взболтала бутылку – о кристальной прозрачности пришлось забыть, а во вкусе появилась резкость, отдаленно напоминающая моченые яблоки. Забавный опыт.
Что касается игристых, выпускаемых Вottega S.p.A в большой мир, их надо пить так часто, как хочется и насколько можно себе это позволить. Легкие или строгие, демократичные или элегантные - все они в удовольствие. Семь штатных энологов твердо знают свое дело. Глядя на дипломы и призы, которые завоевывают игристые Вottega, трудно поверить, что 15 лет назад никаких игристых у компании не было. А с другой стороны, итальянцы славятся своим умением – создавать шедевры в кратчайшие сроки, так что нечему удивляться.

Просекко Боттега

Кстати, Вottega S.p.A - не винный консорциум, а лишь семейная компания, но только в центральном офисе работают 150 человек. В затянувшемся итальянском кризисе, когда безработица коснулась миллионов, эти люди производят внушительную линейку продукции, осваивают новые рынки (сегодня они продают вина, ликеры и граппу в 122 странах мира), высаживают экспериментальные виноградники и строят планы. Вottega S.p.A производит 6 млн бутылок, а между тем производственные площади не такие уж и большие, просто все устроено рационально. У них все интересно – пропитанный маслянистым чуть табачным запахом небольшой зал, где производят граппу, пенистый виноматериал в моем бокале, который обещает стать отличным просекко, цвет и вкус убийственно крепкой лимончины, ряды автоклавов, линия по розливу и упаковке игристого. 

Винно-гастрономический тур в Венето

А цех по производству бутылок для граппы – особое место. Да-да, смотреть, как работают другие, можно бесконечно. Но ведь и впрямь есть на что посмотреть. Мастер нагревает стеклянную трубку, выдувает пузырь ровненький и тоненький, помещает его в металлический калибр, дует снова и… на конце стеклянной палочки идеальная виноградная гроздь. Или так - берет заготовленный цветок и колбу без дна. И в результате его манипуляций цветок оказывается внутри, а бутылка обретает дно. Маркетинговая идея, конечно, прекрасна. У граппы есть фанаты и за пределами Италии, но все же это специфичный продукт, а в нарядных бутылках граппа сама себя продает. У Bottega есть собственный музей стеклянных образцов, включая огромную бутыль, занесенную в книгу рекордов Гиннеса. Да там весь выставочный зал – это гимн стеклодувам.
Все экскурсии по Bottega и окрестностям крутятся вокруг Сандро Боттега. Здесь Сандро придумал, как усовершенствовать аппарат  для получения граппы, тут Сандро собирает старинные крепкие напитки  Венетто, а там образцы дизайна бутылок, которые придумал Сандро, а вот тут  подают новый вариант Шприца, его рецепт придумал Сандро… А еще Сандро руководит компанией, ведет переговоры, колесит по миру для встреч с дистрибьторами, участвует в крупных выставках и винных симпозиумах, устраивает в разных частях света грандиозные вечеринки Bottega Gold, принимает гостей. Говорят, он фанат тенниса, здорово играет на гитаре и ценит современное искусство. И если кто и может все это успеть – это Сандро Боттега, человек с невероятным тайм-менеджментом, бьющей энергией и лучащейся харизмой.

Винно-гастрономический тур в Венето

Вальполичелла для меня – знаковое место. Моя любовь к итальянскому вину началась именно с Valpolicella Classico, в те «темные» времена я и не подозревала о существовании Recioto и Amarone. И спустя годы, осознанно приобретая новых любимчиков, к винам из Вальполичеллы я все так же испытываю слабость. Поэтому экскурсия в Пескантину в огромную виноделью, которой Bottega владеет на паях, воспринималась мной как «просто праздник какой-то». Я смотрела на прессы, заглядывала в чаны, трогала краны, слушала о технологии. Ну а когда попала в погреб, где выдерживается Рипассо и Амароне, то поняла, что пропала. Ах, если б меня тут забыли, то я превратилась бы в жадного гнома, ревниво охраняющего это добро! Но меня не забыли. Прижимая подаренную на винодельне бутылку Рипассо, вместе с дружелюбным Джованни мы отправились исполнять дальнейший план – обедать с винами Bottega.



Вальполичелла, Просекко, Граппа



Если ты не винный критик, то пересказывая впечатления о вине, всегда рискуешь. Даже критики понимают, что с этим делом можно не попасть, и чаще ограничиваются формальным – цвет, аромат, вкус, послевкусие, баллы. Вот и я все оттягиваю… Поверите ли, мне понравились абсолютно все тихие вина Bottega. Мои оценки колебались от «здорово» до «прекрасно», и не раз вылетали за оценочную шкалу «не может быть!» 

К примеру, Соаве. Практически всегда русскоязычную презентацию Соаве сопровождает цитата Габриэле д'Аннунцио о том, что это вино «любви и молодости». Не более, чем поэтическая метафора, была уверена я. Ну в самом деле, не воспринимать же несформировавшийся характер за признак юности. Поэтому соломенно-желтое Soave Classico от Bottega с ароматом луговых цветов, с деликатной минеральностью и легчайшей горчинкой в послевкусии стало открытием – юность, уверенность и обещание любви. А в сочетании вина с пастой, приправленной фисташками и цедрой лимона, образ оказался законченным. Нужно срочно патентовать рецепт вечной молодости.

А бархатистое, сбалансированное, мягкое со спрятанными пряностями Ripasso Valpolicella 2011 года? Это же просто выдающееся вино винодельни Bottega. Поданное в остерии LOco Martin к божественной пасте с бобовым соусом, оно способно заставить забыть свое имя. Ну а Amarone с твердым и островатым сыром Монте Веронезе? Кто скажет, что это не рай!


Эногастрономический тур в Венето

Bottega уже давно вышла за пределы Венето. Ее винодельня в тосканском Монтепульчано – отдельный рассказ. Когда встречаешь такие вина как Rosso di Montalcino, оказываешься в ином измерении. Тот самый случай, когда вино своим способом рассказывает историю, а ты ее слушаешь языком, небом, деснами и восьмым чувством. История Rosso была про любовь – взрослую, глубокую и удовлетворенную. Интересно, есть ли у этой любви имена и кто эти люди? На фоне таких ощущений самые престижные винные рейтинги и высокие баллы кажутся мелкой суетой… После Rosso мягкое и сбалансированное Brunello di Montalcino воспринимается почти как надежное плечо. Специи и ваниль добавляют ему теплоты, а послевкусие и вовсе приносит веру в прочность мира. «Нравится брунелло? - Спрашивает меня Сандро, добавляя вино в бокал. – А мне больше нравится Россо». И что тут скажешь...
Нет… пересказать невозможно, это надо видеть, есть и пить. Толпам народа, какие я видела в Geographic в будний день, позавидовал бы каждый первый московский ресторан – модное и очень вкусное место. А ресторан на вилле Giustinian – и вовсе один из лучших гастрономических ресторанов области Тревизо. Мелко нарезанное мясо крабов с хрустящим салатом и поданные в гигантской ракушке не поддаются описанию, как и восторг от пасты с креветками. Гастрономическое Венето прекрасно.

А главное, что мне досталось в этой поездке – знакомство с гостеприимными, трудолюбивыми и дружелюбными людьми. Такие встречи бесценны. 

Будете в тех краях, передавайте привет моей душе, которая все еще где-то там.



Елена Негрескул